По
материалам "Настаунiцкай газеты" 7
августа 2001г
И
снова в Олтуше
«УМНИКИ
И УМНИЦЫ».
Тихий теплый
июльский вечер. Еле слышно плещутся дикие
утки на озёрной глади, совершая вечерние
приготовления ко сну, вдалеке гордо
проплывают два красавца лебедя с шестью
серыми пуховичками-детками, уставшее
солнце, склоняясь к западу, высветило
золотистую дорожку на водном зеркале, на
которую заглядываются камыши, дивясь и
радуясь этой неземной красоте.
На
невысоком берегу группки ребят тихонько
наблюдают за этой гармонией природы,
которую не хочется нарушать, к которой
хочется прикоснуться, которую хочется
запомнить надолго.
Это
чудесное место – Олтушское озеро, где много
раков и рыбы, где чистая родниковая вода,
где воздух напоён ароматом озёрных
водорослей и запахом прибрежных цветов, где
листья мать-мачехи в диаметре более
полуметра. Благодатное место, чудесное
время, и счастливые лица ребят, сидящих на
берегу.
А
ребята не простые, они приехали сюда со всех
городов области, где любят, чтут и много
отдают сил математике и информатике.
Этих
детей знают и в республике. Они победители и
участники республиканских, областных и
районных олимпиад по информатике и
математике. Среди них, такие как Харс Роман
и Шевченко Дмитрий – участники
республиканской олимпиады по информатике,
Парчевский Павел, Гречанюк Вадим, Шестаков
Александр – участники областной олимпиады
по информатике, Екатерина Николоюк –
призер республиканской олимпиады по
математике и многие другие.
А
привело их сюда желание повысить свой
уровень знаний, обменяться информацией,
померятся силами на внутрилагерных
олимпиадах, уровень которых не ниже
республиканского, пообщаться с умными
людьми (преподаватели – кандидаты наук из
БрГу, преподаватели гимназий), встретиться
еще раз со знакомыми и друзьями по
олимпиадам, позагорать, отдохнуть,
набраться сил перед новым учебным годом.
Идея лагеря принадлежит учителю
информатики СШ №3 г.Малориты
Гордынцу Игорю Викторовичу. Учителю на
счету, которого не мало хороших дел. Он ее
вынашивал долго, но реализовал только в
прошлом году. Второй год лагерь действует
на базе Олтушской турбазы, в экологически
чистом Малоритском районе, Брестской
области на берегу озера.
Лагерь
создавали всем миром. Управление
образования Брестского облисполкома ещё в
мае обсудило все вопросы с Малоритским РОО.
Оно же в лице Евика Николая Николаевича
занималось распределением путевок в этот
лагерь, оплатой за лекции преподавателям
спецкурсов.
Казинский
Андрей Андреевич – начальник отдела физико-математических
дисциплин Брестского ОИПК и ПРР и СО помог
подобрать лекторско - преподавательский
состав.
Директор
СШ №3 г.Малориты Шишук Иван Борисович
выделил техническое обеспечение, спорт
инвентарь, штат поворов.
Особую
благодарность надо сказать директору
Олтушской СШ Онищуку Николаю Сергеевичу. Он
предоставил школьный пищеблок, спортзал,
учебные кабинеты, интернат для проживания
педсостава.
В
лагере 68 школьников и 12 человек персонала,
из них 6 воспитателей, которые в большей
части своей являются и лекторами. Хочется
сказать о каждом особо, потому что
воспитателем у высокоинтеллектуальных
личностей может быть только Учитель-личность:
это друзья и соратники Гордынца И.В., с
которыми он съел не один пуд соли на
олимпиадах, с которыми обсуждал идеи лагеря
и которые не считаясь ни с чем помогают ему
во всём: психолог СШ №2 г. Малориты Верич
Надежда Яковлевна, учитель информатики
гимназии №1 г.Дрогичина Шелягович Ирина
Леонтьевна, зам. директора по
воспитательной работе Плещицкой СШ
Пинского района Иванцова Александра
Тимофеевна, педагог организатор Олтушской
СШ Малоритского района Жалнерик Валентина
Владимировна, учитель информатики
Хотисловской СШ Малоритского района Стасюк
Василий Васильевич, руководитель кружка
центра внешкольной работы г.Малориты
Булатова Инна Степановна.
Личностями
должны быть и преподаватели-лекторы у таких
детей. Это кандидат физико-математических
наук, доцент кафедры математического
анализа и дифференциальных уравнений
Дежурко Юрий Иосифович, ассистент кафедры
математического анализа Басик Александр
Иванович, кандидат физико-математических
наук, доцент кафедры информатики и
прикладной
математики Денисюк Александр
Степанович, начальник отдела физико-математических
дисциплин Брестского ОИПК Казинский Андрей
Андреевич, зам. директора по науке гимназии
№1 г. Пинска Радион Федор Викторович,
инженер программист первой категории
Радион Любовь Юрьевна, учитель информатики
Молодеченской Белорусской гимназии
Буславский Александр Андреевич, психолог,
учитель математики СШ №3 г.Малориты
Пивоварова Алла Михайловна, учитель
математики, программист Гордынец Игорь
Викторович СШ №3 г.Малориты.
Весьма
показателен перечень лекций и семинаров,
которые проводятся в этом лагере. Это «Начало
программирования. Язык Паскаль», «Компьютерная
реализация проектов по химии», «Visual Basic», «Сетевые технологии», «Методы
алгоритмизации. Решение олимпиадных задач»,
«Модули. Решение уравнений, неравенств,
содержащих модули с одной и несколькими
переменными», «Уравнения и неравенства с
параметрами. Геометрическое место точек на
плоскости», «Кабинет психологической
разгрузки».
Ученика не загонишь в формулу «знания
– умения – навыки», и нет инструмента,
которым можно измерить все благородство
души ученика, неповторимые моменты его
творчества в повторяющемся учебном
процессе. Ничем не измеряются в труде
ученика и озарения, которые не возникают из
ничего и ниоткуда, а подготавливаются всем
предыдущим опытом школьника, его
бесконечными диалогами с самим собой.
В
работе с учеником руководители семинаров
не могут не накапливать так называемое «досье»
на него, которое бывает двух видов. Одни
руководители способны создавать на ученика
досье «рационально-безразличное», в основе
которого лежит лишь «объективно-холодная
констатация статусно - правового движения
ученика». Другие, и в нашем лагере тоже,
более мудрые, пишут «досье успехов», в
котором отражается всё радостное,
интересное и достойное из того, что
происходит в жизни ученика.
Диагностика
компетентности школьника дает
руководителю семинара не только богатейшую
информацию для размышлений и дальнейшего
анализа, но и способствует определению
направлений и перспектив роста, укреплению
адекватной профессиональной самооценки,
позитивной Я-концепции
и психологичной защищенности ученика.
Основной этап заключается в коррекции,
консультации, адаптации
и поддержке
ученика. Все это
требует высокого
профессионализма, соблюдения этических
норм и правил, четкой нравственной позиции
со стороны руководителей семинаров.
В
условиях гуманизации и демократизации
образования, учитель и ученик изменяются,
взаимодействуют и вместе участвуют в
обосновании лагерной жизни.
При
этом их сотрудничество более осмысленным и
эффективным делает педагогическая
диагностика, насыщенная методиками,
взятыми из психодиагностики, при условии
широкого использования социометрических и
социологических методик и математической
обработки полученных материалов.
Педагогическая
диагностика в этом году в нашем лагере
становится всё более полифункциональной,
включая в себя такие функции как
аналитическая, собственно диагностическая,
оценочная, коррекционная, ориентационная и
информационная.
При
использовании субъективных методов в
отличие от объективных, при которых труд
ученика оценивается по показателям уровня
обученности и воспитанности учеников,
диагностика осуществляется на основе того,
что думает, представляет и сообщает ученик
сам о себе.
При
поиске и отборе диагностического
инструментария успешности ученика в нашем
лагере именно это имеет принципиальное
значение, поскольку сегодня, во-первых,
наступило то время, когда при оценке любого
ученика необходимо учитывать
его собственную
профессиональную самооценку;
во-вторых, главная
задача диагностики успешности ученика
состоит не в том, чтобы дать ему экспертную
оценку извне, а в том, чтобы
стимулировать самого
ученика к осмыслению и решению своих
профессиональных проблем. Более того,
нельзя забывать: успешный ученик всегда
сориентирован на самоанализ
самодиагностику. Только от желаний самого
ученика зависит процесс
его самопознания,
самосовершенствования
и самоактуализаци.
Ученик,
который стремится к познанию, реализации и
приумножению своего учебного потенциала,
уже не сможет «отбывать» урок или
функционировать на уроке. Он будет «проживать»
каждый урок, создавая необходимый
психологический комфорт и ситуацию успеха
для учеников и для самого себя, получая при
этом колоссальную удовлетворённость.
Обучение в данном случае будет носить уже
не характер приёма информации, а характер
стимуляции и активизации познавательной
деятельности школьника.
Труд учителя в нашем лагере
как сложнейшая психическая реальность нами
представляется в виде многомерного
пространства, состоящего из трех
взаимосвязанных пространств:
·
личности
учителя,
·
педагогической
деятельности,
·
педагогического
общения.
Эти пространства объединены
единой глобальной задачей развития
личности ученика. Вместе с тем они не
накладываются друг на друга, не повторяются,
а вступают в сложные диалектические
отношения, при этом каждое из них в процессе
труда учителя выступает то предпосылкой, то
средством, результатом развития.
Продуктивность
работы по диагностированию успешности
ученика, прежде всего, зависит от
взаимоотношений руководителей семинара с
учеником. Открытые доверительные отношения
складываются только в том случае, когда в их
основу заложены и действуют принципы:
понимать, изучать, помогать! И при этом
понимается, принимается и свято почитается
заповедь Гиппократа «Не навреди!»
Но
какой же лагерь без отдыха!!! И здесь задача
взрослых сделать так, чтобы отдых детей не
превратился в пустое времяпрепровождение,
а был наполнен интересным, увлекательным и
полезным содержанием. Именно на это и была
направлена вся воспитательная работа в
нашем лагере. Воспитатели понимали, что к
ним приехали не простые дети, а каждый
ребёнок – личность, поэтому целью
воспитательной работы было развитие
личности ребёнка с учётом его
индивидуальных особенностей.
Мероприятия
подбирались с таким учётом, чтобы раскрыть
интересы, потребности, возможности и
склонности каждого ребёнка. Воспитатели
ставили перед собой задачи:
-
сплотить, объединить детей в
коллективной деятельности с учётом их
особенностей;
-
способствовать разностороннему
развитию детей;
-
создать педагогически верный тон
общения, обстановку совместного творчества
воспитателей и воспитанников, добрых,
теплых, дружеских взаимоотношений.
И
с полной уверенностью можно сказать, что
все эти задачи были успешно решены. Решены
благодаря творческому труду воспитателей,
их увлеченности, энтузиазму.
Сколько
интересных и необычных идей находили
воплощение в различных конкурсах и
мероприятиях, проходивших в нашем лагере.
Об этом могут говорить их названия:
-
конкурс актерского мастерства;
-
конкурс «Лесное ателье мод»;
-
«Рыцарский турнир»;
-
праздник «Ивана Купалы»;
-
игра «Угадай мелодию»;
-
праздник Нептуна;
-
«Спичечный турнир»;
-
«Интеллектуальный марафон»;
-
игра «Пропал воспитатель» и многое
другое.
Какое
бы мероприятие не проходило в нашем лагере,
оно было интересным и увлекательным, т.к.
все его участники и все, кто его готовил,
вкладывали частицу своей души. Много идей
подавали сами ребята, и сами же их
реализовали.
Но
не только дети в нашем лагере были особыми,
особыми, очень интересными людьми были
и воспитатели. Так, у Шелягович Ирины
Леонтьевны, на любой вопрос ребёнка был
готов ответ, зачастую веселый и находчивый,
т.к. Ирина долгое время сама играет в КВНе и
тренирует команду гимназии №1 г. Драгичина.
Теплом
и огромной добротой согревала своих
воспитанников Жолнерик Валентина
Владимировна.
Особой
индивидуальностью завораживали ребят
Пивоварова Алла Михайловна и Буславский
Александр Андреевич.
Каждый
воспитатель внес свой неповторимый вклад в
жизнь лагеря «Умники и умницы». Недаром на
вопрос: «Что запомнится Вам больше всего?»
ребята отвечали: «Друзья, знакомство с
интересными людьми, мероприятия и конкурсы.
Бытовые
условия жизни в лагере были не самые
комфортные, поэтому на следующий год
необходимо построить душевые и комнату
общей гигиены, но и это ребят не смущало и в
интервью корреспонденту местной газеты они
заявили: «Бытовые условия для нас не самое
главное. Куда больше важны отношения со
сверстниками, с интересными и необычайно
образованными преподавателями».
По
результатам анкетирования 41% детей
приехали в лагерь с целью повысить уровень
знаний по предмету, 44% –
познакомиться с интересными людьми, 15%
– пообщаться со сверстниками.
При
повторном опросе 62% детей ответили, что им
понравилось проводить время с друзьями, 31%
– узнавать новое на занятиях по предметам.
Никакой
лагерь не может состояться без хорошей
организации питания детей. И если в прошлом
году были претензии по питанию, то в этом
году практически все ребята остались
довольны питанием. Благодаря шеф-повару
Чикита Елене Станиславовне, повару Струнец
Валентине Ивановне, Чикита Надежде
Николаевне дети были всегда накормлены
вкусной и разнообразной пищей.
Незаметно
пролетело 20 дней жизни в лагере. Погода «как
по заказу» помогла ребятам отдохнуть,
загореть, покупаться. Получить новые знания,
обратить на себя внимания преподавателей
Брестского университета, с гордостью
увезти домой визитную карточку педагога,
книгу с его дарственной подписью. И
огромное количество впечатлений от
счастливой жизни в этом райском уголке. А мы,
педагоги, с грустью расставались с этими
умными, обаятельными, широко
эрудированными, но такими еще детьми,
добрыми и ласковыми, которых пустили к себе
в душу и которых будем долго еще помнить.
До
свиданья Олтуш 2001. До
встречи в будущем году с Олтушем
2002.